Мистическая психология доктора Юнга

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности — все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит?

Сны и видения преследовали Карла Густава Юнга с самого детства. Зачастую они были столь непонятны ,что ему ничего не оставалось, как стараться понять их смысл. И потом в своих трудах ученый, метафизик, мистик, философ Юнг будет постоянно объяснять, насколько важны сновидения в жизни человека.

Пытались ли вы понять значение своих снов? Нет, не пророческих — на них мы невольно обращаем внимание, к тому же подобные сновидения — редкость. Я имею в виду те сны, которые приходят к нам каждую ночь. Мы смотрим на них как на иллюзии, фантомы. А напрасно, ведь то, что переживает во сне каждый из нас, абсолютно реально, хотя сны и существуют за порогом нашего сознания и мы не контролируем их. Они — путешествие нашей души в мир духов, как его называли в древности, или, говоря терминами психологии, в область бессознательного. Бессознательное же — неотъемлемая часть нас самих. «Наша каждодневная жизнь, — писал Юнг, — определяется не только сознанием, в нас живет и бессознательное. И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь. Когда же мы осознаем свое бессознательное, свои мифы, жизнь становится богатой и разнообразной. Бессознательное дает нам некий шанс, что-то сообщая или на что-то намекая своими образами. Оно способно дать нам знание, неподвластное традиционной логике. Попробуйте припомнить предчувствия или сны, которые сбылись!»

Невозможность понять что-либо еще не означает, что этого не существует. Человек спит в среднем треть суток, а значит, считая сны пустыми фантазиями, бессмысленной игрой разума, отметая все, что не вписывается в рамки нашего сознания, мы теряем треть жизни. Жизни, которая, возможно, вмещает в себя нечто более символическое.

Стремление понять себя вело Юнга в его исследованиях. И любой человек, ставящий перед собой цель проникнуть в глубины своей души, считал он, движим той же силой и идет тем же путем. Юнг назвал его процессом индивидуации, процессом обретения самости — центра личности. Когда это становится возможным, «Я» человека находит баланс между сознанием и бессознательным. Как будто бы две стороны единой жизни уравновешивают друг друга, и тем самым достигается внутренняя гармония.

Современный человек не знает, чем живет его душа, и это становится причиной комплексов и неврозов. Они есть не что иное, как силы, управляющие им помимо его воли. Бессознательное тогда становится в оппозицию к сознательной установке человека, порождая внутренний конфликт. «Вместо того чтобы ждать опасности от диких зверей, обвалов и наводнений, человеку сегодня приходится опасаться стихийных сил своей психики», — утверждал доктор Юнг. Понимание же своего бессознательного помогает нам установить связь со своей душой и дать ей возможность раскрыться.

Больше двадцати лет Юнг искал способ адекватно выразить и объяснить другим смысл психических процессов. Искал язык для описания этапов внутренней трансформации, происходящей в человеке. Его целью была внутренняя трансформация —соединение противоположностей, целостность души. Юнг видит параллели и неразрывную связь между алхимическим процессом трансформации и процессом индивидуации человека.

Обретение душевной целостности — долгий и чрезвычайно трудный процесс, но постепенно человек выделяется из безликой массы таких же, как он. И отделившись, находит свой, индивидуальный путь. Но в то же время сталкивается с одиночеством, непониманием окружающих. Он становится белой вороной в глазах остальных, которые считают его, по меньшей мере, чудаком. Внутренняя трансформация сложна и мучительна, но иначе нельзя обрести душевную гармонию и целостность внутреннего мира. А за это великое счастье стоит бороться. Но заставить человека сознательно вступить на такой путь может, по словам Юнга, только одно — осознание своего предназначения, постоянная и сильная внутренняя тяга к изменениям.

В июле этого года доктору Юнгу исполнилось бы 130 лет. Эта круглая дата — хороший повод остановиться и прислушаться к его словам: «человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, теряет смысл своей жизни… Кто не может поставить свою жизнь на кон, тот и не выиграет ее».