Взгляд психолога: новости образовательной реформы начальной школы

 

Эта статья адресована в первую очередь родителям сегодняшних первоклассников, так как именно их дети являются теми самыми «первыми ласточками», которые с первого сентября этого года обучаются по обновленной программе. Каковы особенности этой программы? Как родителям помочь своим детям лучше адаптироваться к новым условиям обучения и успешно справиться с трудностями этого непростого периода? На эти вопросы мы постараемся найти ответы в этой статье.

Изменения, о которых здесь пойдет речь, являются кардинальными для казахстанской системы образования. Разработка учебных программ по всем предметам начальной школы проводилась лучшими казахстанскими учеными-педагогами в сотрудничестве со специалистами Кембриджского университета, в процессе кропотливой работы учитывался прогрессивный опыт мировой современной педагогики. В течение нескольких лет данные учебные программы проходили апробацию в Назарбаев Интеллектуальных Школах. С сентября текущего года началась трансляция этого опыта во всех общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Мне, как психологу, имеющему непосредственное отношение к системе повышения квалификации педагогов, хочется поделиться своими впечатлениями о содержании и особенностях данной обновленной программы. И, конечно же, я отдаю себе отчет, что в такой короткой статье невозможно провести обширный и глубокий анализ всех особенностей обновленной образовательной программы. Такую задачу я здесь не ставлю. Но некоторые, ключевые подходы данной программы, я постараюсь рассмотреть.

Во-первых, хочется отметить целостность данной программы: все предметы начальной школы объединены одинаковыми сквозными темами, например, «Все обо мне»; «Моя школа и мои друзья»; «Мир вокруг нас»; «В здоровом теле здоровый дух» и т.д. Что это значит? Это значит, что все предметы первоклассник будет изучать с точки зрения одной и той же темы. И «Математику», и «Познание мира», и «Музыку», и «Изобразительное искусство», и все остальные предметы он будет изучать с точки зрения этих «сквозных» тем. Это должно способствовать развитию его функциональной грамотности, позволит освоить те самые навыки компетентности, с которым стремится современная система образования. Таким образом, должна быть усвоена информация, которая не просто «осядет» ненужным грузом, а окажется интересной и полезной в жизни каждого ученика. Учебные планы построены по принципу «спирали» — усложнение информации происходит постепенно, логично и целесообразно, с возможностью возврата и закрепления пройденного материала, но уже на качественно новом уровне.

Во-вторых, изменилась сама система оценивания уровня знаний учащихся – оно становится критериальным, т.е. будет проводиться на основе специально разработанных и, обсуждаемых совместно (!) с учащимися, критериев успешности, а не базироваться на субъективной оценке самого педагога, как это было ранее. Хочется еще раз напомнить педагогам, прошедшим обучение по обновленной программе: забудьте слово «неуспевающие». Результаты обучения анализируются с точки зрения формулировок «ученик достиг цели» или находится «в процессе достижения цели». Как ожидается, это

должно способствовать развитию внутренней мотивации к учебе, выявлению потребностей учащихся к обучению.

Конечно, это значительно повышает требования к самим педагогам, так как ориентирует их на личностно-ориентированный подход к каждому ученику, заставляет их переходить от такого привычного в наших школах «субъект-объектного» (авторитарного) стиля руководства по отношению к учащимся к желаемому и гуманному «субъект-субъектному» (партнерскому) стилю общения в учебном процессе.

Особым признаком обновленной программы является обязательная дифференциация учебных заданий при планировании уроков, учет индивидуальных возможностей и особенностей всех учеников в классе. Педагог при планировании урока обязательно должен подумать и найти ответы на вопросы: что смогут выполнить все ученики в классе? Многие (большинство) учеников? Какие задания смогут выполнить некоторые ученики? Все дети разные, и это необходимо учитывать в выборе заданий и быть готовым к их разному темпу и уровню усвоения учебного материала.

Необходимо отметить, что в процессе повышения квалификации по обновленной программе все учителя начальных классов осваивали новые интересные методы обучения; много внимания уделялось игровым и другим активным методам, развитию коммуникативных навыков учащихся, способам определения потребностей учащихся в обучении, технике постановки эффективных вопросов, развитию критического мышления и т.д. Все это должно способствовать успешному освоению новой программы и созданию так называемой коллаборативной (комфортной) среды для самих учеников.

В заключение, несколько рекомендаций родителям первоклассников.

Дорогие родители! Вашему сыну или дочери первоклашке сейчас приходится проходить непростой путь освоения «многого» нового: новая школа, новый коллектив, новые друзья, первый учитель, очень много новой, разнообразной информации… Наверняка, многие из вас уже ознакомились с различными советами, которыми насыщен интернет.

Самое главное, на мой взгляд, что мы должны давать своим детям, это – поддержку! Ребенок должен чувствовать эту поддержку всегда, в самых разнообразных ситуациях: и когда он успешен, когда мы радуемся его победам, и когда у него что то не получается, а ведь все не обязательно должно получаться сразу!

Кроме большого объема информации вашему ребенку приходится осваивать три непростых уровня общения:

1) Общения с самим собой;

2) Общения со своими сверстниками-одноклассниками;

3) Общения с учителем.

Насколько успешно он станет осваивать эти уровни общения – зависит и от вас, как родителей. Насколько вы терпеливы и принимаете своего ребенка таким, какой он есть? Каковы ваши цели в отношении результатов обучения вашего ребенка? Являются ли эти цели адекватными возможностям и личностным особенностям вашего первоклассника и совпадают ли с его целями и потребностями? Насколько вы настроены на позицию

сотрудничества со всеми участниками учебного процесса (со своим ребенком, с учителем, с другими учениками и их родителями)?

Кто то мудрый сказал: есть два самых главных вопроса в педагогике, ответ на которые должны искать не только учителя, но и родители: 1) Кто наши дети? и 2) Каковы их потребности? Все остальные вопросы являются второстепенными.

Итак: Кто наши дети? Какие они? Каковы их особенности? Каковы их потребности? Как мы, взрослые, можем помочь их удовлетворить? Как помочь ребенку самому использовать свои ресурсы, становиться самостоятельным и обретать уверенность в себе?

Я желаю вам успеха в поиске ответов на эти вопросы и, в свою очередь, предлагаю вам, уважаемые родители, свою помощь и поддержку!

С Любовью и уважением, практикующий психолог Елена Бухачева.