Семейные расстановки

Что такое метод семейных расстановок?

Хочу предложить читателям отрывок из интервью с Игорем Любитовым, которое было опубликовано в журнале «Школьный психолог» в 2014 году. Он рассказывает, что же собой представляет этот метод. В своё время я обучалась у Игоря, поэтому доверяю его профессиональному мнению. На мой взгляд, он очень подробно рассказал о методе, чтобы у человека могло сформироваться вполне определённое представление.

Предшественники.
Метод расстановок довольно молод. Он был разработан всего лишь в начале 80-х годов ХХ века и получил распространение после 1992 года, когда немецкий врач-психотерапевт Гунтхард Вебер опубликовал книгу « Кризисы любви», содержащую изложение базовых принципов работы Берта Хеллингера и проиллюстрированную выдержками из стенограмм его семинаров.
Метод основан на двух подходах. Во-первых, на феноменологическом, предполагающем, что психолог работает с теми особенностями клиента, которые он видит, наблюдает, не прибегая к предварительным концепциям и дальнейшим интерпретациям. Во-вторых, на системном, в котором клиент и заявленная им тема для работы рассматриваются в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи, понимаемой как семейная система.
Перечисленные принципы сохраняются во всех «версиях» расстановочной работы. Предшественниками метода сам Хеллингер называл первичную терапию Артура Янова, психоанализ, трансактный анализ Эрика Берна, недирективный гипноз Милтона Эриксона и семейную скульптуру Вирджинии Сатир. Наблюдая за расстановщиками, можно узнать черты психодрамы и социометрии. Идеи межпоколенных связей присутствуют в работах Анн Анселин Шутценбергер и Ивана Бузормени-Надя.

Эволюция. Варианты расстановок.
Классические семейные, или порядковые
Работа обычно проходит в небольшой группе. Ведущий расстановки помогает клиенту сформулировать запрос. Клиент под руководством ведущего выбирает заместителей, назначает им роли членов своей семьи и расставляет друг относительно друга. Ведущий спрашивает заместителей об их ощущениях и переставляет их, находя «правильный порядок» — положения заместителей, соответствующие наиболее функциональным позициям каждого члена семейной системы.
К базовым порядковым принципам, которые должны быть при этом учтены, относятся:
1) одинаковое право на принадлежность к семейной системе, постулируемое для всех ее членов;
2) последовательность появления в семейной системе, или входа в нее, и последовательность образования подсистем;
3) баланс между «давать» и «брать» как условие сохранения и развития хороших отношений.
Ведущий может предложить заместителям изменить положение, произнести определенные фразы, обозначающие их статус в семейной системе или выражающие соответствующие переживания.
В результате в расстановке возникает новая конфигурация заместителей, которая соответствует исполнению запроса клиента, — «хорошее решение». В некоторых случаях клиент может сам встать в расстановку на свою собственную позицию и прочувствовать новый образ своей системы изнутри.
В завершение ведущий может дать клиенту домашнее задание или предписания, способствующие усвоению проделанной работы.
Предполагается, что исцеление наступает за счет изменения системы поведения и отношений в семье, индуцированного изменениями позиции и поведения клиента, возникшими в результате нового понимания.
Существенно, что фигуры заместителей, расположенные в выделенном пространстве, отображают семейную систему клиента, а переживания заместителей соотносятся с ситуацией, заявленной клиентом, раскрывая ее структуру и паттерны взаимодействия ее членов.
Один из основных феноменов расстановок — так называемое «заместительское восприятие» — состоит в том, что заместители оказываются способными передавать существенные стороны переживаний реальных членов семейной системы, даже если не имеют о них никакой информации.
Позднее расстановки стали применять к различным системам — человеческому телу и его симптомам, организациям, системам идей и убеждений и так далее. Были предложены технологические варианты, в которых в качестве заместителей используются предметы или расстановки проводят в воображении клиента.

Движения души
В процессе работы Берт Хеллингер заметил, что заместители не только переживают определенные чувства, но и в некоторых случаях испытывают потребность изменить свое положение в расстановочном пространстве. Импульсы к перемещению Хеллингер назвал «движениями души» и предположил, что именно такие движения имеют отношение к заявленной клиентом проблеме и указывают на возможные благоприятные для системы и клиента изменения.
Вариация «движений души» получила наибольшее распространение в нашей стране, поскольку Хеллингер впервые приезжал в Россию в 2001 го ду — как раз в тот период, когда стал работать в таком стиле. Эти расстановки включают меньшее число заместителей, представляющих не всю систему, а лишь некоторую ее часть, имеющую отношение к заявленной клиентом теме. Заместители могут самостоятельно перемещаться «куда потянет» по разрешению ведущего.
Новый образ системы формируется как на основе функционального порядка в расстановке, за соблюдением которого следит ведущий, так и за счет образов, привнесенных заместителями из «заместительского восприятия».
Расстановки в стиле « движений души» все еще полностью сфокусированы на системе клиента и на его запросе, а внешние по отношению к системе персоналии и события (например, война или революция) имеют значение только как фон, на котором разворачивается жизнь системы.

Переживания и импульсы заместителей понимаются не только как образ или сумма неосознанных или архетипических представлений клиента и заместителей, но и как некое реальное поле, в котором представление семейной системы в виде расставленных фигур связано с «оригиналом» — реальной системой клиента и влияет на нее.
К сожалению, феномены поля и заместительского восприятия часто объясняются в худших околонаучных традициях, с неправомерным заимствованием терминологии в иных областях знания, например в квантовой физике, принципы которой, верные для микромира, совершенно не подходят для объяснения связи заместителя с его прототипом.
Исходя из таких представлений, расстановщик рис кует стать менее осторожным и позволить себе интерпретации и интервенции, полученные « из поля», без учета ситуации клиента и группы.
Берт Хеллингер в этот период все больше работает уже не как групповой терапевт — в терапевтическом кругу, а на сцене перед большой аудиторией. Профессиональное сообщество высказывает свое несогласие с нетерапевтическим форматом работы Хеллингера, а некоторые клиенты, нацеленные на психотерапию, подают жалобы.
Берт Хеллингер постепенно переосмыслил роль ведущего расстановок и в 2003 году заявил, «что больше не занимается терапией». Расстановки разделяются на « психотерапевтические» и « духовные».

Движения духа
Третий вариант расстановочной работы, сформировавшийся к 2008 году, — «движения духа», или «движение с духом». Этот вариант может быть отнесен и к психотерапии (если «дух» понимается как метафора) и к собственно духовной практике (если дух — это Дух).
В этой форме работы клиент заявляет свой запрос и расставляет заместителей, которые движутся самостоятельно при минимальных интервенциях ведущего, которому не требуется связывать проблему клиента с нарушением функциональных порядков в семейной системе и искать « хорошее решение». Достаточно того, что ведущий «держит поле» и «позволяет вещам случаться».
Считается, что при таком виде расстановок и клиент, и заместители, и ведущий « открываются информации, приходящей из расстановочного поля». Это вызывает трансформации и инсайты, которые и являются «духовной работой», или «работой духа». Предполагается, что исцеление клиента должно наступать за счет соотнесения его жизни и тенденций с «движением духа», проявившимся в расстановке через заместителей.

Spirit Mind
Следующий вариант расстановочной работы, предложенной Бертом Хеллингером, называется Spirit Mind. Клиент полагается на Spirit Mind, а потому может и не сообщать свой запрос, иногда указывая только область локализации проблемы — в отношениях, симптоме и так далее. По этой же причине интервенции ведущего, который также старается быть в контакте со Spirit Mind, немногочисленны, а число заместителей невелико.
В расстановочном пространстве может оказываться сам клиент или один заместитель, даже не назначенный на определенную роль члена семейной системы клиента. Заместителям предоставляется полная свобода движений без внешних интервенций расстановщика. Расстановка может быть прервана даже до того, как заместители нашли определенное устойчивое положение. Предполагается, что связанное с незавершенностью напряжение воспринимается клиентом и вызывает изменения уже после самой расста

Многоуровневая расстановка
В многоуровневых расстановках, также заявленных в 2008 году, при минимальном обозначении клиентом темы своего запроса (или вовсе без обозначения) в расстановочное пространство вводится более 15 заместителей, которым предоставляется возможность свободно двигаться. Заместители при этом могут ощущать себя одновременно или последовательно в нескольких ролях, причем не обязательно связанных с системой клиента. Расстановка часто прерывается, и незавершенность стимулирует клиента искать решение самостоятельно.
Можно заметить, что жесткой технологической границы между духовными расстановками « движения души», «движения духа», «Spirit Mind» и многоуровневыми нет. Различия скорее количественные — в большей или меньшей свободе заместителей и соответственно объеме внешнего вмешательства расстановщика, а также в большей или меньшей сфокусированности запроса и степени его понимания клиентом. Таким образом, по мере развития метода Берт Хеллингер все больше полагается на процессы, происходящие в момент расстановки заместителей, что вполне соответствует принципам феноменологического подхода, если не считать введения объясняющей концепции поля. Основанное на системном подходе представление о системе, в которую включен клиент и которая влияет на его состояние, также сохраняется, но постепенно расширяется — от семьи в «порядковых» расстановках до внешних по отношению к человеку ( и, может быть, даже к материальному миру, раз речь идет о Духе) сил в расстановках «духовных».
Роль ведущего расстановки изменяется от помощника клиента, следующего за его запросом, до фасилитатора контакта клиента со все более масштабными процессами. Предполагается, что такой контакт может привести к изменениям, хотя и непредсказуемым ни для ведущего, ни для клиента, но понимаемым как изменения, ведущие к большему контакту с «духом», а потому ценные. И если в классических «порядковых» расстановках клиент в итоге получает образ «хорошего решения» и позднее может сознательно обращаться к нему внутренне как к ресурсу для изменений, то в «духовных» расстановках с клиентом остается переживание, которое продолжает развиваться, иногда оставаясь неосознанным. Очевидно, что перечисленные новые варианты расстановок далеки от технологии психотерапии. Тем не менее терапевтически ориентированные специалисты используют « духовные расстановки» как особый технический прием. Они полагаются на обратную связь заместителей, но рассматривают ее как материал для построения гипотез, которые требуют уточнени
Гипотезы, в свою очередь, необходимы для поиска «хорошего решения», которое все-таки должно быть связано с запросом клиента, для чего применяются интервенции по наведению порядка, характерные для более ранних вариантов расстановочной работы. Незавершенные расстановки также могут быть инструментом терапевтической работы при условии, что являются лишь частью длительного процесса и клиент имеет возможность обсуждать с терапевтом свои переживания после завершения расстановки.
В настоящее время в России и в мире можно встретить все перечисленные вариации. Таким образом, под наименованием «расстановки» может оказаться и работа в стиле семейного консультирования, и вид духовной практики.

Статья психолога центра — Ольги Яковенко.